Александр (nonkomformist) wrote,
Александр
nonkomformist

MANIFESTA без манифеста

Мой небольшой материал о биеннале на http://okolo.me. Скоро будет подробный фоторепортаж из Главного Штаба, а пока:

http://okolo.me/2014/06/manifesta-bez-manifesta/

Разрушение обыденного и привычного и создание нового и нестандартного, поиск глобальной гармонии в локальном хаосе – вот основные идеи, пронизывающие современное искусство. «Манифеста 10» - главное художественное событие 2014 года в конце июня официально открыла свои двери для петербуржцев и гостей города в залах Эрмитажа и Главного штаба, где расположилась основная экспозиция. По замыслу организаторов ее смогут посетить и туристы, и коренные петербуржцы: закроется выставка лишь 31 октября.
В этом году перед кураторами «Манифесты» стояли нетривиальные задачи. Выставка проходит раз в два года на протяжении 20 лет и, как правило, для ее проведения выбирают проблемные города, используя их как декорацию и тему для работы художников. На этот раз основной площадкой для «Манифесты» стал Эрмитаж, что, конечно, сместило привычные акценты. Целью организаторов стало построение диалога между богатым убранством музея с его классической коллекцией, мэтрами современного искусства XX века, такими как Йозев Бойс, Луиз Буржуа и Тимур Новиков и нашими современниками.

За несколько дней до официального открытия выставки представители «Манифесты» и Эрмитажа встретились с журналистами в атриуме Главного штаба. Михаил Борисович Пиотровский и директор фонда «Манифеста» Хедвиг Фейен произнесли приветственные речи и ответили на немногочисленные вопросы журналистов, связанные, в основном, с украинским конфликтом, под безусловным влиянием которого проходят все крупные культурные события. Наиболее интересным и вдохновляющим стало выступление Каспера Кёнига, куратора биеннале, который сделал акцент на том, что «Манифеста» - это процесс, и это - «Манифеста» без манифеста: пространство свободное для дискуссий, интерпретаций и творческого поиска. Организаторы не пытаются донести до посетителей биеннале никакой конкретной идеи, они лишь наблюдают за взаимодействием разных форм искусства в отдельно взятой среде и предлагают посетителям к ним присоединиться.


Передвижная биеннале современного искусства «Манифеста» была основана в начале 1990-ых годов в Нидерландах (первая выставка состоялась в 1996 году в Роттердаме на территории 52 площадок) как способ осмысления итогов «холодной войны» и новых социо-культурных реалий. Основной задачей биеннале стало осуществление культурного обмена между различными частями Европы.
«Манифеста 10» включает в себя несколько программ: это «Публичная программа», нацеленная на критическое осмысление современного мира; «Образовательная программа», задуманная как возможность для посетителей не просто познакомиться с новейшими тенденциями в современном искусстве, но и попытаться их понять и осмыслить; «Параллельная программа», состоящая из независимых событий на более чем шестидесяти городских площадках, при участии более двухсот пятидесяти художников; а также кинопрограмма «Незацикленное кино», разработанная Натали Хойос и Райнальдом Шумахером, представляющая более семидесяти работ, созданных с начала 1970-ых годов до наших дней. Кроме того, в рамках «Манифесты» при поддержке Гёте-института в кинотеатре Аврора раз в месяц будет проходить фестиваль «Любимое кино современных художников» в формате «кинопросмотр + дискуссия». Восемь деятелей искусства, работающих в Германии, выбрали по одному фильму, о котором им хотелось бы поговорить. Ближайшая встреча состоится вечером 16 июля: это будет просмотр фильма «12:08 к востоку от Бухареста» вместе с Павлом Браила, видеохудожником, призером Оберхаузенского фестиваля короткометражного кино.

Tags: manifesta, manifesta10, главный штаб, каспер кенинг, пиотровский, репортаж, статья, фото, эрмитаж
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments